Об уроке
04:46 Название сказки
- Название сказки “О рыбаке и рыбке” было изменено, чтобы подчеркнуть отношения между рыбаком и рыбкой, а не между рыбаком и его женой.
- Обсуждается, почему это изменение было сделано и как оно влияет на восприятие сказки.
06:32 Значение сказки
- Сказка может быть интерпретирована как история о выборе, праве выбора и ответственности мужчины за свою женщину.
- Также обсуждается возможность интерпретации сказки как истории о системе мироздания и ее нарушении.
11:19 Старик и старуха в сказке Пушкина
- В сказке Пушкина старик и старуха представлены как две системы мироздания: рыбак и рыбка, старик и старуха.
- Старик является связующим звеном между этими системами и двигателем сюжета.
17:17 Символика числа и развитие сюжета
- В сказке присутствует символика числа 30 лет и 3 года, которая встречается в других сказках и мифах.
- Старик проходит через три этапа обучения рыбачьему ремеслу, что отражает его жизненный опыт.
21:00 Старик и старуха как системы мироздания
- Старик и старуха представляют собой земную и водную стихии, а зона перехода между ними является символом бесконечности.
- Сказка может быть рассмотрена как притча, так как в ней присутствуют элементы разговорной речи и устойчивые обороты.
24:46 Отражение эмоционального состояния в тексте
- В тексте отражается эмоциональное состояние старика и его сомнения.
- Язык природы и символы в тексте объединяют произведения разных культур.
25:45 Работа с текстом
- Работа с метафорами, символами, рисунками и поиском информации в интернете.
28:33 Композиционная система сказки
- Зачин, пролог, завязка, основная часть, развязка и эпилог.
36:16 Землянка и море
- Землянка – символ бедности и отсутствия детей у стариков.
- Море – символ вселенской стихии и исконности.
42:13 Символизм рыбы
- Рыба – символ молчаливости, жертвенности и перехода между религиями.
- Золотая рыбка – символ великой богини и богини до христианства.
45:56 Сравнение сказок Пушкина и братьев Гримм
- В видео обсуждаются различия между сказками Пушкина и братьев Гримм, в частности, в отношении желаний старухи и ее стремлений к власти.
- В сказке Пушкина старуха хочет быть столбовой дворянкой, а в сказке братьев Гримм – королем, кайзером и папой римским.
- В обоих текстах старуха хочет изменить свою жизнь и стать кем-то другим, что вызывает вопросы о ее мотивах и желаниях.
53:16 Исторический контекст и параллели
- В видео обсуждаются исторические параллели между сказками и их связь с язычеством, христианством и старообрядчеством.
- В частности, упоминается, что на Руси до крещения было язычество, а после – христианство, и что в сказке Пушкина старуха хочет вернуть себе языческую силу и стать владычицей морской.
- В конце видео обсуждаются другие сказки, где есть подобный сюжет, и почему в русских народных сказках желания емели выполняются до конца.
01:14:29 Интертекстуальность и анализ текстов
- Обсуждение важности рассмотрения всей системы текста, а не только одного текста, для понимания его смысла.