07:11 Определение текста
• Текст – это письменная или звучащая речь, организованная и относительно законченная.
• Текст может быть устным или письменным, целым или фрагментом, иметь определенную тему и быть грамотным.
10:59 Важность личности автора и читателя
• В тексте обязательно присутствует личность автора и читателя, без которых текст не возникает и умирает сразу после возникновения.
12:36 Самый короткий и важный текст
• Самый короткий и важный текст – это осознание своего “я” и места в окружающем мире.
• Если ребенок не способен осознать свое “я” и действовать с учетом этого, он не сможет воспринимать адекватно любые форматы текстов.
14:09 Работа с текстами
• Задача преподавателя – предложить тексты, отражающие интересы и реальность ребенка, чтобы заинтересовать его и помочь ему понять себя в тексте.
15:56 Формула счастья и понимание текста
• Обсуждение того, что текст может включать в себя представление об авторе, читателе и идеальном тексте.
• Пример химической формулы, которая может быть воспринята как текст, если ее правильно интерпретировать.
22:11 Важность знаков препинания и порядка слов
• Обсуждение важности правильного порядка слов и знаков препинания для понимания текста.
• Пример игры с интонацией для понимания текста и его значения.
25:01 Связь письма и счета в церковно-славянской азбуке
• Обсуждение связи между письмом и счетом в церковно-славянской азбуке, где каждая буква означала цифру.
• Пример использования церковно-славянской азбуки для понимания текста и его многогранности.
29:52 Работа с текстом
• Обсуждение работы с текстом, где оранжевый предмет может быть черным, если смотреть на него с определенной точки зрения.
37:12 Работа с иллюстрациями
• Обсуждение того, что любой объект вокруг нас может быть текстом, который рассказывает о нас.
• Предложение работы с фотографиями, где дети описывают характеристики человека по его рабочему столу или холодильнику.
42:14 Саморазвитие педагога и родителя
• Важность постоянного саморазвития для педагогов и родителей, чтобы быть открытыми к новому и любознательными.
45:08 Видение текста
• Сначала человек видит текст, затем начинает присматриваться к нему, просматривать и в конце концов всматриваться.
• Важно дать возможность каждому читателю найти свои смыслы и ключевые слова в тексте.
49:56 Скорость чтения
• Скоростное чтение не позволяет всмотреться в текст и может привести к манипулируемости нации.
• Чтение вслух и про себя имеет свои особенности и может быть интересным для разных людей.
55:11 Чувство текста
• Через ассоциации и чувства можно почувствовать текст и его контексты.
• Опыт восприятия текста может быть разным и не может быть передан.
01:03:46 Чтение с выражением
• Обсуждается важность понимания собственного смысла текста и избегания навязывания взрослыми выражений.
01:11:52 Мифологические корни и проект с детьми
• Проект с детьми, где они конструируют Лукоморье из лего, помогает визуализировать сложную картину и глубже понять сказку.
01:14:38 Изучение первоисточников и советы для изучения
• Изучение первоисточников, архивных материалов и постановка вопросов помогают раскрыть текст и развить интерес к нему.
01:16:10 Обсуждение текста и его структуры
• Обсуждение того, что текст имеет определенное графическое оформление, но не всегда вербальное.
• У текста всегда есть автор, заглавие, абзацы, проза и стихи.
01:18:06 Красная строка и ее значение
• Красная строка – это первая буква в абзаце, написанная красным цветом.
• Красная строка дает отступ в три пальца и символизирует начало нового абзаца.
• Красная строка – это аннотация к данному абзацу, которая помогает читателю понять смысл текста.
01:20:47 Размышления о тексте и авторе
• Обсуждение того, как автор пишет текст, чтобы выразить свои мысли и чувства.
• Автор может думать о читателе, когда пишет текст, но читатель не может полностью понять автора.
• Автор и читатель воспринимают текст по-разному, и это богатство текста.
01:25:36 Примеры текстов и их анализ
• Примеры текстов для анализа: сказка “Курочка Ряба”, “Лукоморье” и “Современный русский алфавит”.
• Обсуждение того, как эти тексты могут быть проанализированы и как они могут быть использованы для обучения.